Student Online 3.0

 

Руководство пользователя

программы доступа к образовательным ресурсам

в системе дистанционного обучения

«Персональный учитель 3.0»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 2005


 

 

1. Введение. 4

 

1.1. Общие сведения. 4

1.2.  СДО «Персональный учитель 3.0». 4

1.3. Общие сведения о программе Student Online. 5

1.3.1. Назначение программы Student Online. 5

1.3.2. Функции программы Student Online. 5

1.4. Системные требования. 5

1.4.1. Требования к аппаратному обеспечению ПЭВМ.. 6

1.4.2.  Требования к операционной системе. 6

1.4.3. Требования к каналу доступа в интернет. 6

1.5. Установка, настройка и обновление программ.. 7

1.5.1. Установка программ.. 7

1.5.2. Установка программы Java Runtime Environment 7

1.5.3. Установка программы Student Online. 8

1.5.4. Настройка программы Student Online. 8

1.5.5. Мониторинг версий и обновление программы.. 8

 

2. Доступ к образовательным ресурсам.. 10

 

2.1. Работа с программой. 10

2.2. Последовательность работы с программой. 10

2.3. Основные элементы интерфейса программы Student Online. 11

2.3.1. Основные элементы отображения интерфейса программы.. 11

2.3.2. Основные элементы управления работой программы.. 11

2.3.3. Закладки программы Student Online. 11

2.4. Участие обучающихся в группах. 12

2.5. Виды занятий. 12

2.5.1. Изучение теории. 13

2.5.2. Самоконтроль. 13

2.5.3. Экзамен. 13

2.5.4. Комплексный экзамен. 14

2.5.5. Работа над ошибками. 14

2.5.6. Выбор вариантов ответов. 14

2.6. Порядок следования страниц. 14

2.7. Завершение занятия. 15

2.8. Подходы к занятиям.. 15

2.9. Подсчет результатов тестирования. 16

2.10. Ознакомление с результатами прохождения учебного плана. 17

2.11. Распечатка отчетов о прохождении учебного плана. 17

2.12. Интерактивные подсказки. 17

 

3. Замеченные трудности. 18

 

3.1. Трудности при первичной установке программ.. 18

3.1.1. Установка поддержки Java. 18

3.1.2 Установка Student Online. 18

3.2. Трудности при первичном доступе к образовательным ресурсам.. 19

3.2.1. Доступ через прокси-сервер. 19

3.2.2. Отказ в авторизации. 19

3.3. Трудности при повторном и последующем доступе к образовательным ресурсам.. 19

3.3.1. Неустойчивый интернет-канал или отсутствие связи с сервером.. 19

3.3.2. Замедленная реакция программы на действия пользователей. 20

3.3.3. Невозможность загрузить обновление. 20

 

4. Поддержка пользователей. 22

 

4.1. Техническая документация. 22

4.2. Обращение в службу технической поддержки. 22

4.3. Контактная информация. 22

 

5. Справочная информация. 23

 

5.1. Настройка доступа к серверу. 23

5.2. Учетные записи пользователей «Демонстрационной группы». 23

5.3. Перечень доступных учебных материалов. 23

5.3. Доступ к серверу. 23

 

6. Принятые сокращения. 23


1. Введение

 

1.1. Общие сведения

 

Применение компьютерных систем дистанционного обучения (СДО) находит все большее применение в повседневной жизни учреждений, организаций и предприятий. Для СДО характерна независимость территориального положения обучающегося, гибкий индивидуальный график прохождения учебного плана, отсутствие субъективности экзаменатора при оценке знаний и многое другое. Следствием использования СДО является снижение издержек, обеспечение качества образовательного процесса и экономия времени обучающихся. СДО все активнее используются для реализации образовательного процесса ВУЗов, ССУЗов, в системе управления персоналом организации, а также для самообразования.

Современные СДО требуют развитой компьютерной инфраструктуры, включая локальные компьютерные сети и доступ к интернету, а также высоко-квалифицированный персонал для администрирования системы и уверенных пользователей ПЭВМ в качестве обучающихся.

 

1.2.  СДО «Персональный учитель 3.0»

 

СДО «Персональный учитель 3.0» представляет собой компьютерную клиент-серверную систему, которая включает:

 

·       Сервер образовательных ресурсов «Персональный учитель 3.0»;

·       Программу администрирования «Профессор»;

·       Программу доступа к образовательным ресурсам «Student Online».

 

СДО «Персональный учитель 3.0» работает в режиме он-лайн, т.е. все необходимые ресурсы и данные хранятся, запрашиваются и записываются на сервер «Персональный учитель 3.0» непосредственно в момент обращения к нему программ «Профессор» или «Student Online». Это позволяет хранить и обновлять образовательные и иные ресурсы по методу «централизованного источника», что реализует возможность мониторинга образовательного процесса в режиме реального времени. Настоящее руководство пользователя описывает работу с компьютерной программой Student Online.

 

1.3. Общие сведения о программе Student Online

 

1.3.1. Назначение программы Student Online

 

Программа Student Online предназначена для доступа и работы обучающегося с образовательными ресурсами на серверах, работающих в составе СДО «Персональный учитель 3.0».

 

1.3.2. Функции программы Student Online

 

Программа Student Online реализует следующие функции:

 

-Настройка списка доступных серверов образовательных ресурсов;

-Авторизация пользователей при вводе логина и пароля, предоставление доступа к системе или отказ в доступе;

-Регистрация пользователей в самостоятельном режиме;

-Редактирование обязательных учетных данных пользователя;

-Загрузка, навигация и ознакомление обучающегося с учебным планом;

-Прохождение учебных планов в нескольких группах одновременно;

-Индивидуальная форма прохождения учебного плана;

-Различные виды занятий, в т.ч. «Изучение теории», «Самоконтроль», «Экзамен», «Работа над ошибками», «Комплексный экзамен» и т.д.

-Реализация закладок и поиска информации;

-Автоматическая фиксация стадий прохождения учебного плана;

-Экономия времени повторной загрузки за счет кэширования уже загруженной с сервера информации;

-Тестирование знаний с автоматическим определением необходимого количества вопросов и интеллектуальной обратной связью при выводе на экран отображаемых страниц;

-Настройка приложений клиентской ОС для отображения файлов источников, загружаемых с сервера.

 

1.4. Системные требования

 

Для работы программы Student Online предъявляется ряд требований к аппаратному обеспечению ПЭВМ, операционной системе (ОС) и каналу доступа к интернету.

 

1.4.1. Требования к аппаратному обеспечению ПЭВМ

 

Минимальная аппаратная конфигурация ПЭВМ для работы программы Student Online:

 

Pentium II – 300 МГц – RAM 128 МБ – HDD 4ГБ – VRAM 8 МБ. Свободное место на HDD не менее 300 МБ . Свободная оперативная память не менее 64 МБ.

 

1.4.2.  Требования к операционной системе

 

Для использования программы Student Online необходимо использовать любую из операционных систем настольных ПЭВМ, для которых существует поставляемая компанией Sun Microsystems Inc. среда поддержки языка Java, в т.ч. для ОС:

 

MS Windows 98/Me

MS Windows 2000

MS Windows XP и др.

Linux (ядро 2.4 и выше)

FreeBSD (5.4 и выше)

MacOS X

 

Кроме того, для данных ОС должно быть настроено использование протокола SSL для защиты трафика в интернет, т.к. доступ к серверу «Персональный учитель 3.0» осуществляется только по защищенному каналу.

 

1.4.3. Требования к каналу доступа в интернет

 

Для работы программы Student Online необходимо наличие канала доступа в интернет, настроенного для ПЭВМ, на которой работает программа. Передача данных между сервером и программой Student Online происходит с помощью протокола интернета TCP/IP по порту 8080. Настройки доступа к Интернету в различных организациях могут запрещать использование данного порта и т.д., что может стать причиной невозможности функционирования программы. В случае подключения через прокси-сервер, необходимо настроить соответствующие параметры по кнопке «Настроить параметры локальной сети» или обратиться к системному администратору для решения проблемы.

Минимальная широта канала доступа к интернету для устойчивой работы программы должна составлять не менее  33.6 Кбит/с, что означает возможность использования высокоскоростных аналоговых модемов для доступа к серверу образовательных ресурсов по обычным телефонным линиям связи. Тем не менее, время передачи файлов-источников, файлов изображений и т.д.  на клиентскую программу с сервера пропорционально их объему, поэтому для комфортной работы с сервером рекомендуется использовать широкополосный доступ в интернет со скоростью более 128 Кбит/с.

 

1.5. Установка, настройка и обновление программ

 

1.5.1. Установка программ

 

Установка программ происходит в два этапа:

 

·       Первый этап: установка поддержки языка Java;

·       Второй этап: установка программы Student Online.

 

Установка Java Runtime Environment  версия 1.5 (JRE) для  соответствующей ОС происходит с помощью дистрибутива, который можно загрузить с интернет-сайтов:

 

·       Sun Microsystems (www.java.com);

·       Головной центр предлицензионной подготовки (gcpp.org.ru).

 

Кроме того, можно использовать дистрибутив JRE, расположенный на дистрибутивном диске СДО «Персональный учитель 3.0». Объем файла дистрибутива JRE для MS Windows, например, составляет около 16 МБ.

 

1.5.2. Установка программы Java Runtime Environment

 

Установка Java Runtime Environment происходит в виде работы традиционного интерактивного инсталлятора,  требует привилегий администратора для данной ПЭВМ, но не требует каких-либо действий по последующей настройке. При завершении установки инсталлятор сообщает об успешности или невозможности произвести установку. Подробнее об установке и работе Java можно ознакомиться на интернет-сайте по адресу http://www.java.com/en/about/

В случае успешности установки Java Runtime Environment можно приступить к установке программы Student Online.

 

1.5.3. Установка программы Student Online

 

Инструкция по установке программы Student Online находится на Веб-странице  интернета. Для доступа к ней воспользуйтесь любым браузером Веб-страниц, например, MS Internet Explorer. Наберите в строке «Адрес»:

 

http://gcpp.org.ru/pt.php

 

Для установки собственно программы Student Online необходимо перейти по соответствующей ссылке или в командной строке набрать:

 

http://gcpp.org.ru:8080/Student.jnlp/student.jnlp

 

Установка программы происходит с помощью технологии Java Web Start!, позволяющей устанавливать и обновлять программу в автоматическом режиме, что практически не требует от пользователя знаний по администрированию ОС ПЭВМ. Объем файла дистрибутива Student Online, составляет около 3 МБ.

 

1.5.4. Настройка программы Student Online

 

Настройка программы Student Online  включает настройку списка серверов образовательных ресурсов, настройку параметров локальной сети и указание списка тех приложений, установленных на данной ПЭВМ, которые необходимы для отображения файлов-источников, которые загружаются в процессе работы с программой. Необходимо указать, какие приложения, например, MS Word, WordPad, Internet Explorer и т.д. будут открывать соответственно, например, файлы типов RTF, TXT, HTML, URL, AVI и любые другие, которые необходимы. Данная настройка осуществляется после запуска программы в пункте «Типы файлов»  меню «Авторизация».

 

1.5.5. Мониторинг версий и обновление программы

 

Обновление для Java Runtime Environment осуществляется компанией Sun Microsystems Inc. Информация о  появлении новых версий доступна на сайте компании. Для мониторинга JRE и администрирования программ на Java может использоваться утилита Java Application Cache Viewer. Для ОС MS Windows данная утилита расположена в «Панели управления» или по указанному пути:

 

C:\Program Files\Java\jre1.5.0_04\bin\javaws.exe

 

Обновление для Student Online происходит автоматически каждый раз при запуске в случае появления новых версий. Кроме того, с помощью утилиты Java Application Cache Viewer возможно осуществлять мониторинг версий, деинсталлировать и повторно инсталлировать программу.

 


2. Доступ к образовательным ресурсам

 

2.1. Работа с программой

 

После успешной установки программ JRE и Student Online и в случае наличия необходимого канала доступа в интернет можно приступить к непосредственной работе с образовательными ресурсами, хранящимися на сервере «Персональный учитель 3.0».

 

2.2. Последовательность работы с программой

 

Последовательность работы с программой, как правило, следующая:

 

·       Запуск программы Student Online путем нажатия на пиктограмме Student Online, расположенной на Рабочем столе вашей ОС или путем выбора программы Student Online в меню «Программы» главного меню ОС;

·       Выбор сервера образовательных ресурсов из списка. По умолчанию уже указан сервер «Персональный учитель 3.0», который расположен по адресу http://gcpp.org.ru:8080/axis/services/TestingService?wsdl;

·       Авторизация в виде ввода уникального сочетания логина и пароля пользователя;

·       Выбор занятия для прохождения путем раскрытия по двойному щелчку мыши ниспадающих вложенных элементов, в т.ч. Специальностей, Дисциплин, Модулей, Занятия и нажатие кнопки «Начать занятие»;

·       Непосредственная работа с образовательными ресурсами в режимах «Изучение теории», «Самоконтроль», «Экзамен», «Комплексный экзамен», «Работа над ошибками»;

·       Навигация по страницам с помощью кнопок перелистывания «вперед», «назад», «в начало», «в конец» и т.д.;

·       Завершение занятия с помощью кнопки «Завершить занятие»

·       Переход между различными Дисциплинами, Модулями, Занятиями учебного плана, может происходить автоматически по кнопке «Следующее занятие»;

·       Временное прекращение занятий в программе Student Online;

·       Ознакомление с результатами по каждому занятию;

·       Закрытие программы Student Online по окончании работы путем нажатия кнопки «Х» в правом верхнем углу окна программы или с помощью пункта «Выход» в меню «Занятия».

 

2.3. Основные элементы интерфейса программы Student Online

 

Программа Student Online использует стандартные элементы графического интерфейса, характерные для современных ОС, ниже приведем некоторые из них.

 

2.3.1. Основные элементы отображения интерфейса программы

 

·       Окно

·       Заголовок окна

·       Меню программы

·       Строка состояния

·       Закладка

·       Поле ввода

·       Иерархические списки

·       Элемент списка

·       Выбранный элемент списка

·       Контекстная подсказка

·       Гиперссылка

 

2.3.2. Основные элементы управления работой программы

 

·       Кнопка (навигация вперед, назад, в начало, в конец, завершение занятия, загрузка файла-источника,  и т.д.)

·       Знак «+» раскрытия иерархического списка

·       Знак «-» свертывания иерархического списка

·       Чекбокс

·       Радиобаттон

·       Пиктограмма (иконка)

 

2.3.3. Закладки программы Student Online

 

В программе предусмотрены закладки, каждая из которых содержит определенный интерфейс, а именно:

 

·       Персональные данные, содержат поля для редактирования ФИО, пол, E-mail и других возможных атрибутов;

·       Учебный план, содержит ряд элементов для управления доступом обучающегося к образовательным ресурсам.

 

Атрибуты персоны на закладке «Персональные данные» могут быть обязательными и не обязательными для заполнения. В случае, если обязательные атрибуты не заданы, то переход на закладку «Учебный план» не возможен. Сохранение введенных значений атрибутов персоны происходит по нажатию на кнопку «Сохранить».

 

2.4. Участие обучающихся в группах

 

Один и тот же пользователь может быть обучающимся в любом количестве групп, каждая из которых, проходит обучение по некоторой заранее заданной специальности. Обучение в группе доступно пользователю только в том случае, если текущая дата попадает в интервал заданный для данного пользователя как период обучения. Принадлежность обучающегося к группе задается администратором. Регистрация самим пользователем может осуществляться только в группе, для которой разрешена самостоятельная регистрация. В иных случая для использования сервера необходимо, чтобы регистрацию пользователя производили сотрудники, обслуживающие сервер образовательных ресурсов.

 

2.5. Виды занятий

 

В программе Student Online при прохождении учебного плана могут быть предусмотрены пять видов занятий, в т.ч.:

 

·            Изучение теории;

·            Самоконтроль;

·            Экзамен;

·            Комплексный экзамен;

·            Работа над ошибками.

 

Количество разрешенных подходов для каждого вида занятий обусловлено настройками, сделанными администратором. Информация о подходах, датах и времени прохождения любого предусмотренного типа занятий фиксируется на сервере автоматически с точностью до одной страницы, даже в случае непредвиденного разрыва канала связи с сервером. Восстановление канала связи с сервером позволяет продолжить занятие на прерванной странице.

Любой из видов занятий может проводиться по очной или заочной форме в зависимости от настроек учебной дисциплины. Для подтверждения того, что занятие проходит по очной форме, преподавателю необходимо ввести логин и пароль. С этого момента все занятия очной формы будут доступны для данного сеанса работы обучающегося с сервером.

 

2.5.1. Изучение теории

 

Изучение теории предполагает последовательное прохождение всех предусмотренных для изучения страниц. Множество страниц включает в себя все страницы с «теоретическими материалами», которые содержатся в учебных материалах, входящих в данный модуль. В режиме «Изучение теории» доступна Подсказка, содержащая ссылку на источник информации, файл или URL источника, а также «Контрольные вопросы».

 

2.5.2. Самоконтроль

 

Самоконтроль предполагает прохождение страниц, содержащих тестирующие вопросы, входящие в учебные материалы данного модуля. Ответы на данные вопросы позволяют обучающемуся пройти пробную проверку знаний, результат которой не повлияет на результат последующего прохождения «Экзамена». В режиме «Самоконтроля» доступна соответствующая страница Теории, которая также была бы доступна в занятии типа «Изучение теории».

 

2.5.3. Экзамен

 

Экзамен предполагает прохождение страниц, содержащих тестирующие вопросы, входящие в учебные материалы данного модуля. Результаты ответов на вопросы фиксируются и являются основанием для последующих организационных действий, в т.ч. выдачи (отказа в выдаче квалификационных документов), распечатки результатов и т.д. В режиме «Экзамена» Источник информации не доступен.

 

2.5.4. Комплексный экзамен

 

Комплексный экзамен предполагает прохождение страниц, содержащих тестирующие вопросы, входящие в учебные материалы всех модулей всех дисциплин и специальностей. В режиме «Комплексный Экзамен» Подсказка не доступна.

 

2.5.5. Работа над ошибками

 

Работа над ошибками предполагает прохождение страниц, содержащих результат тестирования, показанный в режиме «Самоконтроль» или «Экзамен» для этих уже завершенных занятий. Выбранные ответы отображаются в виде чекбоксов («галочек») для вопроса с несколькими правильными вариантами ответов и в виде радиобаттона - для вопроса с одним правильным вариантом ответа. Зеленым цветом отображаются варианты ответов, рейтинг которых колеблется от 1 до 10, красным – для которых  рейтинг составляет 0, т.е. не правильный вариант ответа. В режиме «Работа над ошибками» доступна подсказка, содержащая ссылку, а также файл или URL источника информации.

 

2.5.6. Выбор вариантов ответов

 

В режиме «Самоконтроль», «Экзамен» и «Комплексный экзамен» отображаются страницы, которые могут содержать тестирующие вопросы двух типов:

 

·       с одним правильным вариантом ответа;

·       с несколькими правильными вариантами ответов;

 

Для каждой страницы с тестирующими вопросами обучающемуся сообщается задача, которую необходимо выполнить, например:

 

·       «Выберите один правильный вариант ответа»;

·       «Выберите все правильные варианты ответа».

 

2.6. Порядок следования страниц

 

Все страницы, которые отображаются в программе Student Online хранятся на сервере. Существует несколько последовательностей вывода страниц на экран:

 

·       Последовательность, предусмотренная администратором учебного плана. Данная последовательность реализуется в занятиях типа «Изучение теории»;

·       Псевдослучайная последовательность, предусмотренная внутренним алгоритмом программы Student Online, в т.ч. на основе статистического анализа прохождения учебного плана. Данная последовательность реализуется в занятиях типа «Экзамен» и «Самоконтроль»;

·       Последовательность, определенная порядком прохождения обучающимся тестирующих вопросов для завершенных занятий типа «Экзамен» и «Самоконтроль». Данная последовательность используется в занятиях типа «Работа над ошибками».

 

Предлагаемые последовательности прохождения страниц, тем не менее, позволяют обучающемуся двигаться в соответствие с собственным желанием или необходимостью с помощью кнопок навигации и (или) при непосредственном вводе номера страницы. Например, в режиме «Самоконтроль», «Экзамен» и «Комплексный экзамен» допускается пропускать вопрос, оставляя его без ответа, но в этом случае, вопрос позже может быть предложен повторно.

 

2.7. Завершение занятия

 

Завершение занятия может происходить как по инициативе обучающегося, так и по инициативе программы Student Online.

Если обучающийся выбирает «Завершение занятия», то количество подходов, разрешенных для данного занятия уменьшается на единицу.

Если обучающийся выбирает «Отложить занятие», то доступ к этому занятию будет возможен позже.

Завершение занятия по инициативе программы осуществляется, когда, например, все возможные страницы для отображения уже исчерпаны либо когда программа предлагает подсчитать результат тестирования.

 

2.8. Подходы к занятиям

 

В зависимости от настроек для каждой учебной дисциплины количество разрешенных подходов может быть различно. В случае завершения занятия происходит списание одного подхода, в результате чего количество оставшихся подходов уменьшается на единицу. В случае, если занятие отложено, то количество оставшихся подходов не уменьшается. Доступ к занятию, для которого не осталось ни одного разрешенного подхода, не возможен.

Для всех видов занятий для каждого подхода к ним фиксируется дата и время его начала и завершения, а для занятий вида «Самоконтроль» и «Экзамен» фиксируется оценка, полученная по результатам прохождения.

 

2.9. Подсчет результатов тестирования

 

Результат тестирования измеряется в баллах от 0 до 100. Достоверная вероятность определения результата измеряется в процентах от 0 до 100% или от 0 до 1. Достоверная вероятность определения результатов тестирования задается администратором программы «Профессор».

Подсчет результата тестирования в режиме «Экзамен» и «Самоконтроль» происходит на основе ряда методов статистической обработки информации. Интеллектуальный алгоритм позволяет прогнозировать величину колебания отклонений значения результата от некоторой величины с наперед заданной вероятностью. Данный алгоритм позволяет автоматически определять в процессе тестирования для каждого конкретного обучающегося и сессии его работы с сервером образовательных ресурсов рекомендуемое количество вопросов, которое ему будет задано. Таким образом, количество задаваемых вопросов по отношению к общему числу может быть существенно снижено без ухудшения достоверности оценки знаний испытуемого. Лучший из результатов подходов при тестировании учитывается при подсчете итоговой оценки по занятию.

Минимальное количество вопросов, которое будет задано в процессе тестирования, составляет не менее десяти. Максимальное же количество тестирующих вопросов в занятиях типа «Экзамен», «Самоконтроль» и «Комплексный экзамен», которое может быть задано обучающемуся, составляет общее количество всех вопросов в учебных материалах, входящих в выбранный Модуль, Дисциплину или Специальность. Указанная методика позволяет экономить время обучающихся в процессе тестирования знаний.

В процессе тестирования обучающийся может пропускать вопросы, не давая на них ответа, что не будет ухудшать его итоговый результат.

 


2.10. Ознакомление с результатами прохождения учебного плана

 

Ознакомление с результатом прохождения каждого занятия осуществляется после авторизации обучающегося на закладке «Учебный план» в поле соответствующем данному занятию. Для каждого завершенного подхода каждого вида занятия указывается «Дата начала», «Дата окончания» и «Оценка». Если, например, данный подход для занятия еще не завершен, то  «Дата окончания» и «Оценка» не указываются.

 

2.11. Распечатка отчетов о прохождении учебного плана

 

Распечатка результатов прохождения учебного плана и другие разнообразные отчеты подготавливаются и распечатываются из программы администрирования «Профессор», входящей в СДО «Персональный учитель 3.0». Печать отчетов из программы Student Online в настоящее время не предусмотрена.

 

2.12. Интерактивные подсказки

 

Для более эффективной работы с программой предусмотрен режим интерактивной подсказки, который позволяет в зависимости от ситуации давать пользователю советы, направлять его внимание на некоторые важные данные и т.д. Режим интерактивных подсказок может быть, как включен, так и выключен по желанию пользователя.

 


3. Замеченные трудности

 

Пользователи программы в некоторых случаях замечали определенные устранимые трудности, которые связаны с особенностями установки и работы программ на определенных ОС ПЭВМ, подключением данной ПЭВМ или локальной компьютерной сети к интернету, а также особенностей передачи данных между программой и сервером образовательных ресурсов.

Ниже приведены возможные решения для устранения замеченных ранее трудностей. В случае, если приведенные трудности не преодолимы, то рекомендуется обращаться в службу поддержки пользователей.

 

3.1. Трудности при первичной установке программ

3.1.1. Установка поддержки Java

 

Для установки Java Runtime Environment 1.5 необходимы привилегии администратора ОС. Убедитесь, что версия ОС на вашей ПЭВМ, для которой идет установка, входит в число поддерживаемых данной версией JRE.   В случае успешной установки программа выдает соответствующее сообщение. В противном случае выдается сообщение об ошибке. Если JRE не была успешно установлена, то последующая установка программы Student Online бессмысленна. Для уточнения информации и настройке JRE можно воспользоваться Java Control Panel, доступной для ОС Windows в «Панели управления». Рекомендации по устранению проблем связанных с установкой JRE можно найти на сайте компании Sun Microsystems Inc.

3.1.2 Установка Student Online

 

Установка программы Student Online происходит с помощью технологии Java Web Start!, которая реализует загрузку необходимых компонентов программы непосредственно с сервера по порту 8080, автоматически определяя параметры доступа к интернету для данной ПЭВМ. Значения их берутся из настроек соединения для локальной сети и (или) параметров прокси-сервера, используемого браузером Веб-страниц, установленным на данной ОС.

Невозможность установки Student Online может быть продиктована следующими причинами:

 

·       Сервер, содержащий программу, перегружен, не работает либо не доступен. Решение проблемы предусматривает обращение к серверу в другое время;

·       Недопустимо низкая скорость загрузки программы приводит к тайм-ауту и разрыву связи с сервером. Решение предусматривает смену способа или канала доступа, чтобы обеспечить минимально необходимую скорость передачи данных;

·       Порт, по которому должна происходить передача данных заблокирован в настройках прокси-сервера. Решение предусматривает необходимость обращения к администратору локальной сети для снятия запрета на передачу данных по протоколу TCP/IP по порту 8080.

 

Параметры для Java Web Start! Могут быть введены вручную, если воспользоваться Java Control Panel, доступной для ОС Windows в «Панели управления».

 

3.2. Трудности при первичном доступе к образовательным ресурсам

 

3.2.1. Доступ через прокси-сервер

 

В случае успешной установки программ JRE и Student Online в ряде случаев требуется последующая настройка. Выход в интернет для данной ПЭВМ может быть предусмотрен через прокси-сервер. Прокси-сервер, как правило,  расположен по некоторому IP-адресу и работает по некоторому порту и пропускает трафик только от тех пользователей, которые знают логин и пароль доступа к прокси-серверу. Данные параметры и должны быть введены в «Настройки параметров локальной сети» программы Student Online.

 

3.2.2. Отказ в авторизации

 

В случае, если пользователем введено неверное сочетание логина и пароля для авторизации, то последует соответствующее сообщение. Решением может быть проверка правильности ввода логина и пароля, а также правильности выбора сервера, на котором происходит авторизация.

 

3.3. Трудности при повторном и последующем доступе к образовательным ресурсам

 

3.3.1. Неустойчивый интернет-канал или отсутствие связи с сервером

 

Подобные трудности могут стать причиной невозможности нормального функционирования программы. Решение проблемы:

 

·       Изменение способа связи с интернетом, например, замена имеющегося телефонного канала доступа к интернету на другой заведомо работоспособный.

·       Повторная проверка на корректность введенных ранее «Настроек параметров локальной сети», которые могли быть изменены администратором для всей локальной сети в целом. В этом случае необходимо обратиться к администратору для получения новых параметров доступа к интернету.

·       Выбранный для доступа сервер образовательных ресурсов может быть перегружен запросами, поступающими от обучающихся, либо временно остановлен по техническим причинам. В этом случае необходимо попытаться соединиться с необходимым сервером в другое время.

 

3.3.2. Замедленная реакция программы на действия пользователей

 

Замедленная реакция программы на действия пользователей может зависеть от следующих факторов:

 

·       Несоответствие аппаратного обеспечения ПЭВМ рекомендуемым техническим требованиям. Решение проблемы может предусматривать наращивание вычислительной мощности, оперативной и дисковой памяти ПЭВМ и т.д.

·       Низкая скорость канала передачи данных между сервером и Student Online. Решение проблемы может предусматривать смену способа или канала доступа в интернет, а также избегание загрузки больших по объему объектов, входящих в учебные материалы.

·       Версия ОС, которая давно не переустанавливалась и «замусорена» большим количеством некорректно удаленных программ. Решение проблемы может быть.

 

Мониторинг использования программой ресурсов ПЭВМ может быть осуществлен стандартными средствами ОС. Например, для ОС Windows с помощью «Диспетчера задач».

 

3.3.3. Невозможность загрузить обновление

 

Идеология построения системы Персональный учитель 3.0 предусматривает автоматический контроль версий программного обеспечения Student Online и автоматическую загрузку последней доступной версии на ПЭВМ пользователя. В случае невозможности загрузить обновление дальнейшая работа программы блокируется. Решение проблемы может предусматривать удаление всех предыдущих версий Student Online вручную с помощью Java Control Panel и повторного прохождения процесса установки.

 


4. Поддержка пользователей

 

4.1. Техническая документация

 

Внимательно ознакомьтесь с документацией, имеющейся в вашем распоряжении или документацией на интернет-сайтах:

 

www.gcpp.ru

 

gcpp.org.ru

 

4.2. Обращение в службу технической поддержки

 

Обратитесь в службу эксплуатации компьютерной техники вашей организации, чтобы специалисты данной службы помогли осуществить действия по установке и настройке программ, в случае необходимости, смогли более точно сформулировать проявившиеся технические проблемы. В случае обнаружения ошибок, аварийных завершений программы, просим заполнить типовую форму «Отчет об ошибке», которая доступна по адресу:

 

http://www.gcpp.ru/support/bugreport.rtf

 

4.3. Контактная информация

 

Служба поддержки  пользователей доступна по электронной почте  и ICQ по адресу:

 

Регистрация на образовательные курсы – info@gcpp.ru

Замечания по работе программы – support@gcpp.ru

Организационные вопросы – info@gcpp.ru

Приобретение программ и учебных курсов – sale@gcpp.ru

 

ICQ: 230-409-807

 

Все обращения рассматриваются. Спасибо за сотрудничество!

 

5. Справочная информация

 

5.1. Настройка доступа к серверу

 

Интернет-адрес одного из серверов образовательных ресурсов «Персональный учитель 3.0»:

 

http://gcpp.org.ru:8080/axis/services/TestingService?wsdl

 

5.2. Учетные записи пользователей «Демонстрационной группы»

 

Для ознакомления с работой программы можно воспользоваться логинами и паролями пользователей «Демонстрационной группы», например:

 

demo           demo

guest          guest

smetaguest     smetaguest

 

5.3. Перечень доступных учебных материалов

 

Перечень учебных материалов, которые могут использоваться в образовательном процессе, доступен по адресу:

 

http://www.gcpp.ru/download/list/tma/list_tma_7701.htm

 

5.3. Доступ к серверу

 

JRE 1.5

Протокол TCP/IP, порт 8080

Шифрование SSL

 

6. Принятые сокращения

 

СДО – система дистанционного обучения

ПЭВМ – персональная электронно-вычислительная машина

ОС – операционная система

JREJava Runtime Environment – сред выполнения языка Java

TCP/IPTransmission Control Protocol / Internet Protocol – протокол передачи данных в сетях интернет

URLUnified Resource Locator – унифицированный указатель ресурса

МБ – мегабайт, единица объема информации

Кбит/c – Килобит в секунду, единица скорости передачи информации